Собор Спас на Крови (или Храм Вознесения Христова) - жемчужина неорусского стиля, расположенная в сердце Санкт-Петербурга. Едва ли найдется церковь с более самобытной и запоминающейся архитектурой. Спас на Крови - неотъемлемый пункт для посещения гостями города.
Этот Собор интересен со всех сторон. В первую очередь, с точки зрения своей истории, насыщенной на трагические события и попытки уничтожения. Нам же он особенно интересен с точки зрения архитектуры, а точнее - каменного убранства. Изучая каменную внутреннюю отделку этого храма, можно заметно расширить свои знания в области природного камня!
Краткая история
Церковь была построена в честь траура по императору Александру Второму, убитого народовольцами 1 марта 1881 года. На следующий день после его смерти императора было принято решение установить на этом месте временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года.
Со всех уголков страны поступили пожертвования на памятник умершему императору, общая сумма которых превысила все ожидания. Тогда правительство решило возвести на этом месте собор. По велению наследника мемориальный храм должен быть реализован в стиле русских церквей 17 века. Был объявлен конкурс проектов, после которого был выбрана идея архимандрита Игнатия и доработанная архитектором А.А.Парландом. Изначально планировалось, что Храм будут посещать члены царской семьи и их высокопоставленные гости. Поэтому внутреннему и внешнему убранству было посвящено такое колоссальное внимание.
Для строительства храма был "пододвинут" канал Грибоедова! Поскольку по проекту точное место гибели императора должно находиться на территории храма - в его сенях. А такое расположение было возможно только при изменении русла канала.
За дальнейшую непростую историю нашей страны храм много раз подвергался испытаниям. В войны и революции Спас на Крови был на грани уничтожения. С позднее советское время всерьез обсуждалась идея сноса храма. В те времена некоторые энтузиасты настаивали на его стилистической абсурдности.
Каменное убранство храма
Разнообразие видов самоцветов и горных пород, их цветовые сочетания потрясают воображение. В создании интерьера принимали участие лучшие отечественные и итальянские мастера-каменщики и художники по мозаике.
Стены
Мы лишь вскользь коснемся удивительных настенных изображений из разноцветной смальты. Пестрый и правдоподобный рисунок мозаик поражает своим великолепием и масштабностью. Общий мозаичный покров в интерьере Спаса на Крови достигает 7065 кв.м.!
Эскизы мозаик разработаны великими художниками: В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов и другие. Стоит отметить то, что все мастера имели свой индивидуальный стиль работы: кто-то из них работал в сугубо академическом стиле, кто-то в византийской традиции, а другие добавляли явные признаки модерна. Несмотря на это, внутреннее пространство храма воспринимается как единое целое.
С первых шагов по храму Вас окружают стены, облицованные редким камнем удивительной красоты. В первую очередь, это итальянский серпентинит, зеленая яшма, родонит. Минералы и горные породы образуют контрастные, но гармоничные цветовые сочетания, создавая непередаваемую и абсолютно уникальную атмосферу храма.
Сень
Сень расположена вблизи от входа в храм, точно вокруг места гибели императора. И представляет собой резной купол, стоящий на колоннах. Под куполом на полу можно увидеть фрагмент набережной из округлой брусчатки, то место, на котором и произошло смертельное ранение. Купол, колонны и ограждение сени выполнены из нескольких сортов камня, в том числе и полудрагоценных.
Алтарь
Алтарь храма был выполнен по эскизам А. А. Парланда в Генуе. Для него долго подбирали итальянский мрамор различных оттенков - для эффекта плавного перехода. Снизу он темный красно-коричневый, выше кирпичный или терракотовый, далее переходит в охристый, а наверху становится почти белым. Выбранные сорта отвечают и технологическим требованиям к камню для иконостаса - при высокой плотности, они весьма пластичны и легко поддаются художественной резке. С расстояния нескольких метров иконостас кажется вырезанным из дерева.
Киоты
По обе стороны от иконостаса расположены северный и южный киоты. Они практически идентичны; их цветовое решение основано на контрасте природных минералов и пород. Темно-серый цвет ревневской яшмы усиливает интенсивный розовый цвет родонита (орлеца) и гармонирует с красочной отделкой стен. Цветовая нейтральность нижнего яруса киота позволяет оценить его выразительную и пышную верхнюю часть. Орлец глубокого розового цвета украшен резным орнаментом из уральских яшм нежных пастельных и бежевых тонов.
Пол
Пол Собора требует особенного упоминания. Как драгоценный ковер, он покрывает огромную площадь - 608 кв.м. Этот пол был изготовлен в Италии, Генуе - в 1902-1903 годах известной фирмой «Нови», принадлежащей Джузеппе Нови. Каменное панно представляет собой геометрический орнамент из фрагментов итальянского мрамора насыщенных ярких оттенков. Рисунок повторяет членения внутреннего пространства и вместе с тем представляет самостоятельную композицию. Здесь Парланд мастерски реализовал элементы античной традиции, в которой и был воспитан.
За трудные периоды двадцатого века этот мраморный мозаичный пол был полностью разрушен, но в настоящее время восстановлен в первоначальном виде. Что самое интересное, фирма "Нови" существует и по сей день. Именно она поставляла необходимый камень и активно помогала в реставрации храма в конце 20 века. Это заметно облегчило работу нашим мастерам.
Спасибо за ваше мнение!
Мы обязательно опубликуем Ваш отзыв сразу после проверки администратором ресурса.