Этой осенью нам посчастливилось попасть в одно из самых популярных туристических мест для камнелюбов и не только – мраморный карьер Рускеала, расположенный в республике Карелия. Карьер находится в 30 километрах от города Сортавала, на высоком берегу порожистой реки Тохмайоки.
История этого удивительного объекта насчитывает более 250 лет. А все началось с того, что в 1765 году местный краевед и пастырь Самуил Алопеус во время прогулки по карельскому лесу обнаружил скалы сказочно красивого камня. И уже через год в Петербург были доставлены первые блоки рускеальского мрамора.
В 1768 году уже велась систематическая разработка четырех различных сортов мрамора, расположенных на пяти близко расположенных карьерах. Добывались следующие разновидности камня: пепельно-серый, серо-зеленый, белый с серыми прожилками и бело-сине-серый.
Мраморные блоки по Ладожскому озеру и Неве доставлялись в Петербург, где активно использовались при монументальном строительстве. Это было время расцвета рускеальского карьера!
И по сей день отделка рускеальским мрамором украшает интерьеры и фасады главных архитектурных объектов северной столицы. Вот неполный список: Исаакиевский собор и Мраморный дворец, Петропавловский собор и Таврический дворец, «Римские» фонтаны в Петродворце.
В 1858 году было завершено строительство Исаакиевского собора, а спрос на рускеальский мрамор значительно упал. Постепенно каменоломни приходили в запустение. Но спустя 10 лет жители Рускеалы снова услышали взрывы – это добывалась дробленая порода, из которой получали щебень, крошку и известь.
В это время добыча мрамора велась комбинированным способом – карьерами, шахтами и штольнями. Разрабатывались шесть горизонтов, три из которых были подземными. При добыче породы применялся буровзрывной способ, который позволял получать дробленую горную массу – в таком случае велик риск порчи сырья. В результате работ размеры карьеров достигли протяженности 200-450 метров в длину, 50-120 метров в ширину и 30-60 метров в глубину. Общая длина подземных тоннелей составила несколько километров, а глубина шахт – по 55 метров. До сегодняшнего дня сохранилась лишь часть подземных тоннелей - в виде причудливых пещер и гротов.
Лишь в послевоенное время началось восстановление завода в Рускеале. Соответственно мраморные карьеры снова приводились в порядок. В середине века главный карьер подземных выработок был затоплен грунтовыми водами. Именно так образовался этот сказочно красивый водоем изумрудно-зеленого цвета.
В 70-е и 80-е годы прошлого века с помощью итальянских канатных станков разрабатывались приповерхностные толщи мрамора. Именно так был образован Итальянский карьер с обработанными, почти полированными стенками, на которых отлично раскрывается рисунок белых прожилок. Именно на этом карьере добывался мрамор для облицовки нескольких станций петербургского метрополитена (Ладожская, Приморская и Московская). Теперь это любимое место для туристских фотосетов.
Итальянцы, участвовавшие в разработке этой части месторождения, были разочарованы качеством мрамора, после чего потеряли интерес к Рускеальскому карьеру. По правде сказать, рускеальский мрамор не самый надежный и устойчивый материал. А приповерхностные слои – уж очень хрупкие и пористые.
Современные архитекторы и реставраторы Санкт-Петербурга испытывают большие трудности с поддержанием рускеальского мрамора в привлекательном виде. Ведь в 18 веке, конечно, не были проведены испытания износостойкости материала, который на поверку оказался весьма капризным, особенно в реалиях влажного и прохладного климата северной столицы.
В 1999 г. карьер Рускеала был включен в международный туристский маршрут «Голубая дорога», проходящий по территории Норвегии, Швеции, Финляндии и Карелии. В 2005 году произошло официальное открытие горного парка Рускеала.
Спасибо за ваше мнение!
Мы обязательно опубликуем Ваш отзыв сразу после проверки администратором ресурса.