«Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск…», - писал преемник Микеланджело, итальянский художник, виртуоз скульптуры и архитектуры эпохи барокко Лоренцо Бернини (1598-1680).
Автопортрет Лоренцо Бернини (1625 год)
В отличие от великого Микеланджело, преклонявшегося перед холодным мрамором и оставлявшего естественные каменные фактуры в своих скульптурах, Бернини относился к мрамору, как материалу, способному принять любую нужную человеку форму. Он знал и чувствовал природу камня, но использовал эти знания лишь для того, чтобы победить ее, подчинить камень своей воле. Переливы тканей, бархатистость кожи, блеск глаз – скульптор добивался резцом. Кроме белого мрамора, Лоренцо Бернини широко использовал цветные камни, а также бронзу и позолоту.
Как и Микеланджело, Бернини работал с лучшим мрамором в мире - итальянским, добытым в месторождениях Каррары.
Похищение Прозерпины
Давайте посмотрим на главное произведение мастера – скульптуру, о которой до сих пор слагают легенды; которую воспевают современные камнерезы и скульпторы; к ней обращаются люди, изучающие мифологию и искусство.
Называется это рукотворное чудо «Похищение Прозерпины». Бернини создал ее за два года (1621-1622), будучи совсем юным – в возрасте 23 лет. Высота статуи составляет почти три метра (295 сантиметров).
Мифология сюжета
Интересен сюжет, легший в основу скульптуры. Это один из самых известных мифов Древней Греции, который неоднократно находил воплощение в предметах искусства. Миф о посещении Прозерпины.
Прозерпина была юной девушкой, дочерью Зевса и богини плодородия Деметры. Прозерпина с подругами резвилась в цветущем саду, не зная о том, что ее отец дал согласие на ее брак с Плутоном – мрачным властителем подземного царства теней. Вдруг девушка увидела цветок райской красоты и сорвала его, отчего разверзлась земля и из подземелья прискакал Плутон на золотой колеснице. Бог подземного мира похитил девушку, и был у этого события лишь один свидетель – Гелиос, бог солнца.
Деметра, мать девушки, принялась за поиски своей дочери, но никто не мог ей помочь. Девять дней она бродила по земле, горько плача. Наконец богиня обратилась к Гелиосу, который поведал ей всю историю похищения. Тогда Деметра разгневалась на Зевса за то, что тот отдал дочь против ее воли. Богиня приняла вид обычной смертной и покинула Олимп, в надежде найти вход в подземное царство. Так как богиня плодородия отказалась от своего титула, с ее уходом любой рост на земле остановился. Опустели виноградники, погибали листья и трава. Всему роду людскому угрожало неминуемое уничтожение.
Ничего не оставалось Зевсу другого, кроме как повелеть Плутону отпустить Прозерпину. Плутон отпустил супругу с условием, что она будет возвращаться к нему каждый год. С тех пор две трети года Прозерпина живет с матерью на земле, а на одну треть спускается в подземное царство к своему супругу. Так и идут циклы природы – вечная смена теплого плодородного сезона холодом и временным угасанием растительной жизни..
На эту скульптурную композицию хочется смотреть бесконечно долго. Она производит впечатление динамики; при смене ракурса будто бы меняются пропорции и великолепно передается направление движения, таким образом проявляя драматизм истории. Прозерпина кажется живой и испуганной, крошечной в руках бога подземного мира. Просим Вас уделить особое внимание рукам Плутона - они безупречны.
Эта скульптура, как и все творчество маэстро Бернини может служить образцом эстетики барокко. Здесь есть повышенная эмоциональность, театральность, союз религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью.
На сегодняшний день скульптура украшает римскую галерею Боргезе.
Спасибо за ваше мнение!
Мы обязательно опубликуем Ваш отзыв сразу после проверки администратором ресурса.